включив их в состав создаваемых межрайонных Суворовского, Алексинского, Плавского. С предложением выйти в Госдуму с
такой законодательной инициативой к областным
парламентариям обращается председатель Тульского
областного суда Юрий Рябцов. Едва появившись, эта новость
породила множество кривотолков: суды закрываются, придётся ездить в другие районы, дела станут рассматривать годами… «Незнание и непонимание сути процессов порождает слухи», – замечают эксперты. «Тульские известия» за разъяснениями обратились к первоисточнику.
– Чтобы в них разобраться, нужно совершить небольшой экскурс в историю.
С 1 января 2004 года отдельные категории дел в районных судах стали рассматривать коллегии из трёх судей. До тех пор решение по делу выносилось судьёй единолично. Соответствующие поправки были приняты в Уголовно-процессуальный кодекс для того, чтобы свести к минимуму вероятность ошибочных решений. В крупных судах проблем никаких. Но в Тульской области было немало районов, где в судах работало от одного до четырёх судей всего. К такому триумвирату многие были не готовы: заболел ли человек, в отпуске… и процесс встал. Следует учитывать, что создание судов и их ликвидация – прерогатива федеральных законодателей и, значит – процесс очень долгий. Как решили справляться с ситуацией: внутри областных судов производили перераспределение судей.
– И тем не менее спустя почти 15 лет вы всё же инициируете реорганизацию судов в Тульской области.
– В так называемых малосоставных судах, где судей от одного до четырёх, нагрузка на судей невелика. При этом дел, которые по закону должны рассматриваться коллегией из трёх судей – совсем немного. Итог – потеря судьями квалификации ввиду отсутствия практики. А, кроме того, независимо от числа служителей Фемиды, 4 их или 21, над ними должен быть председатель, если речь идёт о районном суде, плюс работники аппарата суда. Согласитесь, это нерационально само по себе, и влечёт бессмысленные траты на их содержание. Потому 2 декабря 2008 года был принят федеральный закон о создании в Тульской области четырёх судов, юрисдикция которых распространяется на несколько смежных районов. Так у Богородицкого районного суда пределы компетенции распространилась ещё на Воловский и Куркинский районы, у Ефремовского – на Каменский, у Одоевского – на Дубенский и Арсеньевский, а у Щёкинского – на Тёпло-Огаревский.
– Но сейчас речь идёт о создании межрайонных судов. В чём же разница?
– До 2011 года, когда был принят Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в РФ», не было как таковых понятий «межрайонный суд» и «судебное присутствие» (подразделение межрайонного суда в конкретном районе). Было только понятие «юрисдикция», распространяемая на какие-то конкретные районы. Итак, законодательство изменилось, а на практике всё осталось по-прежнему. И всё нужно привести к единому знаменателю: упразднить районные и создать межрайонные суды, сформировать судебные присутствия.
– То есть Богородицкий, Ефремовский, Одоевский и Щёкинский должны стать межрайонными судами. И такой же статус будет ещё у трех судов: Алексинского, Плавского, Суворовского?
– Всё верно. И соответственно, в Заокском, Чернском и Белёвском районах будут «судебные присутствия» межрайонных Алексинского, Плавского и Суворовского судов. Тогда в области останется всего 15 судов, из которых 8 будут иметь статус районных, а 7 – межрайонных.
– По сути, это вопрос формулировок. Каким-то образом эти юридические преобразования затрагивают интересы граждан?
– В том-то и дело, что нет! Фактически ничего не упраздняется, не ликвидируется, не убирается! Вновь замечу, что мы приводим структуру в соответствие с федеральным законодательством. А для граждан всё останется по-прежнему: территориально судьи где находились, там и будут, и посетителям в другие районы ездить не придётся. Кроме того, с 1 июня 2018 года в районных судах рассмотрение уголовных дел отдельных категорий будет производиться с участием присяжных заседателей. В районах с небольшим количеством жителей может возникнуть проблема с отбором и формированием состава коллегии присяжных заседателей, которая будет решена созданием судов, юрисдикция которых распространяется на несколько районов.
– Одно из опасений граждан: в результате реорганизации судебные дела будут рассматривать дольше. Из ваших пояснений следует обратное. И всё же, прокомментируйте.
– Работая над преобразованиями, мы оценили нагрузку на судей в районах. Из чего она складывается: судья рассматривает уголовные, гражданские, административные дела; весь этот годовой объём дел делится на 12 месяцев. Что же мы получили: нагрузка в 2014 году в месяц была 32 дела на судью, в 2015-м – 34, в 2016-м – 35. А что же было в реорганизуемых Заокском, Чернском и Белёвском судах? От 19 до 28 дел в 2016 году приходилось на одного судью ежемесячно. Это ниже среднеобластной нагрузки. Потому, объединяя суды, мы, во-первых, решаем вопрос рассмотрения дел коллегией из трёх судей, ведь при необходимости судья всегда сможет приехать; а, во-вторых, направим судей туда, где относительно высок объём работы. При этом всё же оговорюсь, что наш регион выгоднее смотрится на фоне всей России, где средняя нагрузка на одного судью – 51 дело в месяц. То есть у нас почти в полтора раза ниже. И это позволяет нам эффективно рассматривать дела в установленные процессуальные сроки и не нарушать права граждан на рассмотрение дел в разумный срок. Так что все опасения и по поводу длительности рассмотрения дел, и работы судов в целом – напрасны. Реорганизация никоим образом не затронет права граждан.
Арсений АБУШОВ.
«Тульские известия».
Источник: Газета Новая жизнь
20.12.2017 14:47