Новости города БезФормата.Ru
Одоев
Главные новости
 
Задать вопрос?

История создания Следственного комитета

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

После упразднения следственных канцелярий с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).

В связи с судебной реформой 1860 г. принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В ноябре 1917 г. институт судебных следователей был упразднен. В ноябре 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а в августе 1921 г. — следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

В середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. Положение о Следственном комитете Российской Федерации.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Интервью дал заместитель руководителя Суворовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области старший лейтенант юстиции А.С. Плешивин.

В управлении УФСИН по Тульской области состоялась пресс-конференция в ходе которой руководитель ведомства Юрий Краснов отчитался об итогах работы за 2016 год.
24.01.2017 Aleksin24.Ru
В Туле учитель ОБЖ награжден медалью Всероссийского добровольного пожарного общества - МЧССегодня в Центре образования №39 имени Героя Советского Союза Алексея Арсеньевича Рогожина г. Тулы состоялось награждение учителя основ безопасности жизнедеятельности.
24.01.2017 МЧС
Тульские приставы отыскали алиментщика-гражданина Египта в Москве - Myslo.RuГоре-отец накопил задолженность в размере 236 тысяч рублей.
24.01.2017 Myslo.Ru
В Новомосковске бывшего начальника колонии подозревают в получении взяток - Myslo.RuПо версии следствия, мужчина за деньги позволил одному из заключённых продавать в колонии еду и напитки, а другого назначил завхозом комнаты свиданий.
24.01.2017 Myslo.Ru
  Заместителем прокурора Плавского района 24.01.2017 утверждено обвинительное постановление в отношении 51-летней Елены Вечер обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст.
24.01.2017 Прокуратура Тульской области
Житель Кимовска получил 7 лет колонии строгого режима за убийство пьяной сожительницы - ИА Тульские новостиВ Кимовске оглашен приговор местному жителю, который обвинялся в «случайном» убийстве гражданской жены.
24.01.2017 ИА Тульские новости
В Новомосковске бывший начальник колонии подозревается в получении взяток - Следственный комитет    Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области возбуждено два уголовных дела в отношении 45-летнего бывшего начальника исправительного учреждения города Новомосковска Тульск
24.01.2017 Следственный комитет
JPEG Файл - УМВД Тульской областиНа территории Тульской области проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается актуальной.
24.01.2017 УМВД Тульской области
Алиментщик-египтянин разыскан тульскими судебными приставами в Москве - УФССПНа исполнении в отделе судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Туле находилось исполнительное производство о взыскании с Ф.,
24.01.2017 УФССП
  Прокуратурой Дубенского района проведена проверка исполнения образовательными учреждениями законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
24.01.2017 Прокуратура Тульской области
«Нетрезвый водитель» от Госавтоинспекции Тульской области - ИА Тульские новостиВ рамках мероприятий по профилактике фактов «нетрезвого вождения», сотрудники УГИБДД УМВД России по Тульской области подготовили видеоролик.
24.01.2017 ИА Тульские новости
В регионе началась подготовка к празднованию 500-летия Тульского кремля - Правительство области24 января состоялась пресс-конференция министра культуры Тульской области Татьяны Рыбкиной, на которой была озвучена информация об итогах деятельности ведомства в 2016 году и планах на 2017 год.
24.01.2017 Правительство области
В Туле официально стартует региональное вещание в кабельном эфире телеканала «Россия 24» - ГТРК ТулаСегодня долгожданное, важное для коллектива тульских «Вестей» и, конечно, для жителей области событие - официально стартует наше вещание в кабельном эфире телеканала «Россия 24».
24.01.2017 ГТРК Тула
Сотни обращений пишут жители Тульской области из-за нерасчищенного снега - ИА Тульская служба новостейНесколько сотен обращений направляют жители Тульской области в связи с нерасчищенным снегом в муниципальных образованиях региона.
24.01.2017 ИА Тульская служба новостей
Владимир Афонский: Санкции, которые наложили на Россию наши "друзья", позволили сосредоточиться - Тульские ИзвестияВ Москве проходит 16-й съезд всероссийской партии "Единая Россия". В его работе принимают участие порядка трех тысяч человек, в их числе - делегация Тульской области.
22.01.2017 Тульские Известия
Как создается кредитная история заемщика? Информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита),
24.01.2017 Ясногорье