Новости города БезФормата.Ru
Одоев
Главные новости
 
Задать вопрос?

История создания Следственного комитета

В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 г. были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

После упразднения следственных канцелярий с 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы – Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды и основанные в 1782 г. управы благочиния. Именно с этим периодом можно связать зарождение и развитие в России так называемой административной модели организации следственного аппарата.

Указом Александра I от 29 августа 1808 г. в г. Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 – 1819 гг. – Министерства полиции).

В связи с судебной реформой 1860 г. принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. Этот этап развития института предварительного следствия связывается с зарождением так называемой судебной модели организации следственного аппарата в России. Эта модель легла в основу организации учрежденного немного позже аппарата военных следователей, которые согласно положениям Военно-судебного устава 1867 г. состояли при военно-окружных судах.

В ноябре 1917 г. институт судебных следователей был упразднен. В ноябре 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а в августе 1921 г. — следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Под воздействием административной реформы 1923 – 1927 гг., суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 г. в организации следственных органов судебная модель постепенно начала заменяться административной. Такая система в свете административной реформы виделась более управляемой.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР». 3 сентября 1928 г. данное постановление Наркомата получило закрепление в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении Положения о судоустройстве РСФСР». Согласно ст. 4 постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1929 г. военные следователи аналогичным образом перешли в подчинение органов военной прокуратуры.

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 г., бесповоротно прекратил свое существование. В стране окончательно утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

В середине 1960 г. с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

Лишь в 2007 г. в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора были исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры, Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в связи с занимаемой должностью являлся Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, а работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации — прокурорскими работниками.

Таким образом, на данном этапе развития, несмотря на организационно-правовое объединение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с органами прокуратуры, определенная административная подчиненность руководителя следственного ведомства Генеральному прокурору Российской Федерации была устранена. Вопросы кадровой политики, определения структуры ведомства, а также наделения работников следственного органа полномочиями были переданы в компетенцию Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации. Положение о Следственном комитете Российской Федерации.

Названные нововведения создали благоприятные условия для эффективной борьбы с коррупцией, в том числе в высших органах представительной и исполнительной власти, что ранее представлялось затруднительным в связи с обусловленностью назначения руководителя следственного ведомства по согласованию с названными государственными органами и подотчетностью им.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Несмотря на относительную «молодость», деятельность и дальнейшее развитие вновь созданного следственного ведомства будет строиться на принципах уважения и преемственности глубоких исторических традиций российского следствия, основы которого были заложены еще Петром I, и которые в новых условиях работы будут последовательно развиваться.

Интервью дал заместитель руководителя Суворовского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области старший лейтенант юстиции А.С. Плешивин.

Заместитель прокурора Привокзального района г.Тулы утвердил обвинительное заключение по уголовному делу по обвинению 25-летнего Арслана Атаева в незаконном хранении без цели сбыта наркотического средства в крупном размере.
28.02.2017 ИА Тульские новости
За праздничные дни в Туле выявили 60 пьяных водителей - ИА Тульские новостиПолицейскими Госавтоинспекции продолжается постоянная работа по установлению фактов «пьяного вождения».
27.02.2017 ИА Тульские новости
27.02.2017 года в Ефремовском районном суде Тульской области проведено совместное совещание судей районного суда, мировых судей,
27.02.2017 Районный суд г. Ефремов
В Богородицком районе в отношении мужчины, обвиняемом в убийстве четырех человек, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу - Следственный комитет  Богородицким межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области продолжается расследование уголовного дела по факту гибели четырех человек в рез
27.02.2017 Следственный комитет
В Алексине возбуждено уголовное дело в отношении мужчины, пытавшегося совершить убийство своей жены - Следственный комитет  Следственным отделом по г. Алексин следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области возбуждено уголовное дело в отношении 46-летнего мужчины.
27.02.2017 Следственный комитет
Туляк задолжал своему ребенку более полумиллиона рублей - Myslo.RuМежрайонный отдел по розыску должников УФССП по Тульской области разыскивает злостных неплательщиков алиментов.
27.02.2017 Myslo.Ru
Привлечение к административной ответственности побудило неплательщика алиментов к погашению задолженности - УФССПНа исполнении в Донском отделе судебных приставов Тульской области находилось исполнительное производство о взыскании с Т. задолженности по алиментам на содержание ребенка в размере более 26 тыс.
27.02.2017 УФССП
В администрации Алексина состоялось заседание межведомственной комиссии по профилактике правонарушений - Администрация Алексинского районаОсновной вид преступлений – имущественный. Лица, совершающие их, в большинстве своем не имеют постоянного источника дохода.
27.02.2017 Администрация Алексинского района
В Тульской области пьяными за рулем «попались» 60 водителей - ИА Тульская пресса.RuВо всех случаях сотрудники Госавтоинспекции составили административные материалы Как стало известно ИА «Тульская пресса», в течение праздничных выходных полицейские продолжали работу по выявлению автолюбителей,
27.02.2017 ИА Тульская пресса.Ru
Под Тулой в ДТП с грузовиком погиб водитель иномарки - ИА Тульские новости27 февраля на 218 километре автодороги М2 «КРЫМ» произошло ДТП.  Грузовой автомобиль «Вольво» под управлением мужчины 1975 г.р.
28.02.2017 ИА Тульские новости
В Туле ряд улиц могут стать односторонними - Тульские ИзвестияОб организации одностороннего движения шла речь в понедельник на заседании рабочей группы в администрации города.
28.02.2017 Тульские Известия
Гребнева: В колонну "Бессмертного полка" может встать каждый - ИА Тульская пресса.Ru«Бессмертный полк» пройдет в 5-й раз по Туле в День Великой Победы. Елена Гребнева, Координатор «Бессмертного полка» в Туле и Тульской области, Член Совета гражданской инициативы МИПОД «Бессмертный полк»,
28.02.2017 ИА Тульская пресса.Ru
Кадеты из Тульского суворовского училища добыли бронзу в хоккейном турнире - Myslo.RuЛучшим игроком первенства был признан нападающий команды Максим Соколов.
28.02.2017 Myslo.Ru
В Суворовском районе устанавливаются обстоятельства неправомерного завладения транспортным средством.
28.02.2017 УМВД Тульской области